Насколько бы мы ни были аккуратны при вождении автомобиля, повреждения кузова – особенно в крупных мегаполисах – практически неизбежны. Причины могут быть самыми разными: невнимательность, случайное стечение обстоятельств, плохие погодные условия т.д. При этом в большинстве мелких ДТП – вследствие своего расположения — страдают именно бамперы. Соответственно, им чаще всего и требуется ремонт. Варианта два: можно либо отправиться в близлежащую автомастерскую, либо попробовать осуществить ремонт бампера своими руками. Собственно, для тех, кто решил сэкономить деньги и выбрал второй вариант, и писалась эта статья. Мы предлагаем ознакомиться с поэтапной и подробной инструкцией ремонта. Возможно, она поможет избежать лишних затрат: как денег, так и времени.
Материалов, используемых для изготовления этой детали много. Но, поскольку большинство современных машин имеют пластиковый бампер, на нем и остановимся.
Необходимость ремонта проистекает всегда из одной ситуации: в результате ДТП бампер сломался. Что делать дальше? Первым делом осматриваем поврежденную деталь и снимаем (если возможно). Если на месте бампер снять не получается, то нужно медленно и осторожно – чтобы он не получил новых повреждений — добраться до гаража, мастерской или любого другого места, где можно спокойно заняться разборкой. После того, как бампер снят, собственно, и начинается работа по восстановлению. Для удобства, оптимизации и простоты, разобьем весь процесс на небольшие этапы.
1. Определяем характер повреждения. Тщательно осматриваем место повреждения: имеются ли трещины, выпавшие фрагменты, сколы, растяжения. Так, трещины чаще всего возникают в местах крепления бампера, а оттуда – расползаются по его поверхности.
2. Подготавливаем деталь к ремонту. Очищаем бампер от грязи. Затем его следует установить и закрепить в удобном положении. Паять поврежденные участки пластика лучше всего горелкой, однако обращение с ней требует некоторого опыта, поэтому для любителя предпочтительнее будет воспользоваться паяльником.
3. Начинаем спайку. Бампер лучше паять сначала с внутренней стороны. Это поможет оставить все огрехи, вызванные неопытностью, новизной работы и свойствами материала, вне поля зрения. Спайка выполняется по всей длине шва, равномерно. Все разветвления трещин также нужно обработать паяльником, поскольку некоторые из них впоследствии могут создавать дополнительное напряжение на бампер, «увеличиваться» в размерах и ползти дальше.
4. Скрепляем получившийся шов скобами строительного степлера. Для надежности скобы следует впаивать каждые 2-3 см по всей длине шва. Чтобы скобы не выходили за лицевую поверхность, следует их заранее укоротить. При впаивании скоб очень удобно использовать пинцет.
5. Подготавливаем и паяем внешнюю сторону бампера. Все работы проводятся по аналогии с п.3 и 4, за исключением впаивания скоб. После восстановления необходимо произвести шлифовку шва. Для этого подойдет абразивный круг Р 240.
6. Финальное выравнивание бампера. Данная процедура состоит из нескольких шагов:
• компрессором или мокрой тряпкой удаляем кусочки пластика и пыль;
• если после спайки появились разлохмаченные волокна пластика, их сплавляют и выжигают при помощи строительного фена;
• шпатлевка проблемных мест; после ее затвердения шлифовальной машинкой производится выравнивание. Окончательная шлифовка выполняется шкуркой.
7. Наносим грунт. Поверхность грунтуется на 2 слоя. Второй слой наносится через 15 минут после первого. Грунт разводится в точном соответствии с рекомендациями производителя.
8. Наносим «проявку». В этом качестве можно использовать аэрозоль, сухие порошки или же краску контрастного цвета. Данный этап нужен для проявления неровностей и других незамеченных дефектов шпатлевки. В случае обнаружения эти места обрабатываются повторно.
9. Зашкуриваем бампер. Процесс зашкуривания выполняется до слоя грунтовки. Это поможет – благодаря «проявке» — увидеть все царапины и ямки.
10. Шпатлюем по грунту. Для этого нужно использовать нитрошпатлевку. После завершения процедуры поверхность очищают и дают просохнуть. (Напомним: шпатлевка и грунтовка выбирается именно в варианте для использования на пластиковых поверхностях).
11. Полируем бампер и наносим базу под краску. Под базой понимается особый растворитель, который молекулярно сплавливает переход от слоя грунта к краске. Также база лишает грунт возможности впитывать краску.
12. Производим окончательную обработку поверхности. Осуществляется этот этап в 3 шага. Сначала осуществляем покраску, затем наносим слой лака, а в конце – полируем бампер. Основная сложность здесь – это покраска. Дело в том, что лучше использовать метод «локальной полосы», когда красится не весь бампер, а лишь участок с переходом. Это, безусловно, более сложный вариант, но зато и более экономный. Если же имеются сомнения в собственной квалификации, то можно покрасить и весь бампер. Соответственно, на начальном этапе его нужно будет очистить от предыдущего слоя краски, а затем уже окрасить всю поверхность по стандартной технологии. Следует также учитывать, что светлые тона краски более сложны для правильного подбора цвета.
В завершение скажем: вся процедура ремонта должна выполняться именно в такой последовательности, без всяких отступлений или исключений отдельных пунктов. Также нежелательно выполнять несколько этапов одновременно (даже если вам кажется, что так будет проще).
Тем, кто решился на самостоятельный ремонт бампера, также нелишне будет ознакомиться с работой паяльника. Еще лучше – потренироваться на чем-либо аналогичном пластику. Как показывает практика, предварительная тренировка дает отличный результат на выходе.