RSS

Катализатор и все о нем. Теория и практика. Эксплуатация.

Обсуждаем общие для всех моделей вопросы.

Модераторы: Glyma, Андрей Т.

Катализатор и все о нем. Теория и практика. Эксплуатация.

Сообщение Golfoman » 24 янв 2008, 22:06

Добрго времени всем.
Полистав наш форум пришел к выводу, что надо обобщить в одном разделе всю информацию о катализаторах.
Люди в разных разделах пытаются выяснить массу вопросов о катализаторах, но все это разрознено.
Поэтому я, как признаный эксперт в области катализаторов 8) , открываю тему.
Прошу всех задавать вопросы.
Часть теории можно почерпнуть здесь:
http://vwgolf-club.ru/forum/viewtopic.p ... highlight=
Исправить можно всё за исключением испорченных мозгов.
Аватара пользователя
Golfoman

 
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 29 окт 2006, 17:37
Откуда: Санкт-Петербург
Баллы репутации: 0

Сообщение Pucher » 24 янв 2008, 22:55

да да!
http://vwgolf-club.ru/forum/viewtopic.php?t=16941 - информация о Аэроклубе
Аватара пользователя
Pucher
Супер Модератор
 
Сообщения: 3861
Зарегистрирован: 14 дек 2007, 09:12
Откуда: М.О. г. Железнодорожный
Машина: VW Golf V 1.6 BSE (продана)
Баллы репутации: 20

Сообщение Gygo » 25 янв 2008, 12:47

Реально ли заменить кат пламегасителем?
Бесплатный сыр всегда достается второй мышке
Аватара пользователя
Gygo
Модератор
 
Сообщения: 2500
Зарегистрирован: 20 ноя 2006, 15:37
Откуда: Балашиха, М.О.
Баллы репутации: 0

Сообщение Golfoman » 25 янв 2008, 22:23

Gygo писал(а):Реально ли заменить кат пламегасителем?


Спасибо за хороший вопрос, думаю он многих заинтересует.

Во-первых, определимся из каких соображений хочется поменять катализатор на пламегаситель или правильнее механический имитатор катализатора.
Это хочется сделать потому, что:
-цена на новый катализатор велика
-нет уверенности в долговечности нового катализатора
-двигатель "не очень"
Ответ:
-цена на катализаторы, которые можно безболезнено заменить пламегасителем не намного выше и начинаются они с 4000 рублей.
-срок службы нового катализатора, если он установлен правильно и в соответствии с характеристиками двигателя, будет не менее 80 тыс.км. Столько же, а может и менее прослужит пламегаситель.
Но а в последнем случае - только пламегаситель.

Теперь самый главный ответ, можно или нет.
Можно только на:
-автомобилях без обратной связи по катализатору (OBD), т.е. соответствующих Евро-2. Определить это просто, на таких машинах может отсутствовать лябда-зонд или он будет один, установлен до катализатора.

Нельзя:
- на всех автомобилях отвечающих стандарту Евро-3 или Евро-4 и имеющих обратную связь по катализатору (OBD). Определить легко по наличию двух кислородных датчиков, один пред, второй после катализатора.

Минусы установки заменителя катализатора:
- конструкция заменителя усреднена и не обеспечивает оптимального противодавления. Как ни странно, но в большинстве случаев противодавление заменителя выше чем у штатного катализатора.
- заменитель катализатора в силу ряда причин не обеспечивает хорошого шумоподавления в отличие от катализатора
- при нагреве и остывании заменитель катализатора в силу конструктивных причин может издавать неприятные звуки - потрескивание и щелчки, достаточно громкие.

Мой совет, если ваш автомобиль в хорошем состоянии, ставьте катализатор не пожалеете.
Я уж не говорю об экологическом аспекте.
Исправить можно всё за исключением испорченных мозгов.
Аватара пользователя
Golfoman

 
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 29 окт 2006, 17:37
Откуда: Санкт-Петербург
Баллы репутации: 0

Сообщение Faust » 30 янв 2008, 14:36

А как опредлить что катализатор помер?
У меня гольф-3, недавно замнил приемную трубу из-за усталости метала, плюс она плохо крепилась к катализатору, поэтому дребезжала и ревела. После замены выпускной трубы появиля непонятный звук в районе катлизатора(дребезжание), такое чувство что в катализаторе типо шайбы болтается. Причем звук присутствует постоянно при прогреве, а потом может появляться и ичезать непонятным образом.
Как я понимаю катализатор помер? Насколько критично ездить неменяя его, чего плохого может быть?(наверное быстрее умрет резонатор от температуры?)
И неподскажите прибл.цену б/у катализатора?
Гольф 3, 1.8 ABS, 1993 г. 5-ти дверный
Аватара пользователя
Faust

 
Сообщения: 105
Зарегистрирован: 22 дек 2006, 14:49
Баллы репутации: 0

Сообщение Golfoman » 30 янв 2008, 22:48

Faust писал(а):А как опредлить что катализатор помер?
У меня гольф-3, недавно замнил приемную трубу из-за усталости метала, плюс она плохо крепилась к катализатору, поэтому дребезжала и ревела. После замены выпускной трубы появиля непонятный звук в районе катлизатора(дребезжание), такое чувство что в катализаторе типо шайбы болтается. Причем звук присутствует постоянно при прогреве, а потом может появляться и ичезать непонятным образом.
Как я понимаю катализатор помер? Насколько критично ездить неменяя его, чего плохого может быть?(наверное быстрее умрет резонатор от температуры?)
И неподскажите прибл.цену б/у катализатора?


Определить, что "помер" катализатор в вашем случае можно по косвенным признакам, так например пуск двигателя на горячем движке затруднен, потеря мощности, вибрации и посторонние шумы в районе выхлопной системы, разогрев приемной трубы и корпуса катализатора "до красна".
Характерно, что в большинстве случаев все элементы системы выпуска до катализатора при выходе его из строя подвергаются вымокой тепловой нагрузке, в результате выходят из строя.
Но это я говорю о полной смерти катализатора - разрушении блока, спекании сот.
Плохо то, что в системе выпуска создается высокое противодавление, что печально для двигателя. Так же куски разрушевшегося катализатора могут попасть в глушитель и превратиться в вечную погремушку, достать их очень и очень тяжело.
Такой катализатор надо менять.
Есть два способа - один поставить универсальный катализатор, соответствующий параметрам вашего двигателя или механический имитатор катализатора.
Первый способ более дорог (для вашей машины 6000 руб.), но все параметры выпускной системы будут в полном соответствии с характеристиками вашей машины.
Второй способ более экономичен (5000 руб.), но параметры будут не соблюдены, звук будет более громкий и жесткий.
А что касается б/у катализаторов, то это просто полная чушь, это могут советовать только жулики или люди ничего не смыслящие в катализаторах. Ну не бывает ведь б/у хлеба, пива и тп. :wink: , так и катализатор не может быть б/у. Или он новый или использованый. Все
Подробности на http://www.greenkat.ru/kat.php
Исправить можно всё за исключением испорченных мозгов.
Аватара пользователя
Golfoman

 
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 29 окт 2006, 17:37
Откуда: Санкт-Петербург
Баллы репутации: 0

Сообщение Faust » 31 янв 2008, 11:33

Спасибо
Гольф 3, 1.8 ABS, 1993 г. 5-ти дверный
Аватара пользователя
Faust

 
Сообщения: 105
Зарегистрирован: 22 дек 2006, 14:49
Баллы репутации: 0

Сообщение Gygo » 31 янв 2008, 12:31

Т.е. по таким признакам:
1. Потеря мощности, - лишний звук
2. потом прогорание гофр на приемной трубе

можно приговорить катализатор?

Кстати, парни, которые продают, устанавливают катализаторы и пламегасители, спросили у меня только марку машины и объем движка. Этого им достаточно для подбора норм. "пламегаса"? (цена с заменой - 5000р.?
Бесплатный сыр всегда достается второй мышке
Аватара пользователя
Gygo
Модератор
 
Сообщения: 2500
Зарегистрирован: 20 ноя 2006, 15:37
Откуда: Балашиха, М.О.
Баллы репутации: 0

Сообщение Golfoman » 31 янв 2008, 14:06

Gygo писал(а):Т.е. по таким признакам:
1. Потеря мощности, - лишний звук
2. потом прогорание гофр на приемной трубе

можно приговорить катализатор?

Кстати, парни, которые продают, устанавливают катализаторы и пламегасители, спросили у меня только марку машины и объем движка. Этого им достаточно для подбора норм. "пламегаса"? (цена с заменой - 5000р.?


В общем случае это дает направление, надо смотреть по месту.

Что же касается "пламегасителя" или правильнее будет механического имитатора катализатора, то идеальнго подбора нет. Подбирают по рабочему объему двигателя и по марке а/м - последнее надо для того, что бы определиться с размерами и формой заменителя.
Я по большому счету не являюсь сторонником установки заменителя, так как разница в цене не бог весть какая, а работа машины с катализатором ох как сильно отличается даже от самого продвинутого заменителя, скажем производства MG.
Исправить можно всё за исключением испорченных мозгов.
Аватара пользователя
Golfoman

 
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 29 окт 2006, 17:37
Откуда: Санкт-Петербург
Баллы репутации: 0

Сообщение Gygo » 31 янв 2008, 19:43

А изз-за чего отличается? изза подпора? как этот подпор регулируется? "катом"? у меня маш. до 99г. - возможен подбор?
т.е. из Вашего ответа - они мне правильный подбор делали? Кстати, на предыдущеё Омеге (Опель) замена на пламегалс решила проблему "ката" срару (говорю об одном лямбде), а что -на VW не подобрать?
Бесплатный сыр всегда достается второй мышке
Аватара пользователя
Gygo
Модератор
 
Сообщения: 2500
Зарегистрирован: 20 ноя 2006, 15:37
Откуда: Балашиха, М.О.
Баллы репутации: 0

Сообщение Pucher » 31 янв 2008, 23:27

Gygo
Я так понимаю главная проблема подбора в том, что бы подобрать точное F..... сечения каналов для протекания ух. газов. Т.е. что бы обеспечивался регламентированный удельный расход газов?
http://vwgolf-club.ru/forum/viewtopic.php?t=16941 - информация о Аэроклубе
Аватара пользователя
Pucher
Супер Модератор
 
Сообщения: 3861
Зарегистрирован: 14 дек 2007, 09:12
Откуда: М.О. г. Железнодорожный
Машина: VW Golf V 1.6 BSE (продана)
Баллы репутации: 20

Сообщение Golfoman » 01 фев 2008, 09:37

А изз-за чего отличается? изза подпора? как этот подпор регулируется? "катом"? у меня маш. до 99г. - возможен подбор?
т.е. из Вашего ответа - они мне правильный подбор делали? Кстати, на предыдущеё Омеге (Опель) замена на пламегалс решила проблему "ката" срару (говорю об одном лямбде), а что -на VW не подобрать?

Сначала немного теории.
Зачем нужен катализатор - ясно всем, но вот как согласуется вся система выпуска с катализатором это для многих загадка.
В общем случае система выпуска автомобилей состоит из четырех основных компонентов (более подробно см. схему на http://www.greenkat.ru/glush.php) выпускного коллектора, катализатора, резонатора и основного глушителя.
Дополнительный и основной глушители состоят из корпусов и перфорированных труб и перегородок, образующих камеры, каждая из которых подавляет шум определенного диапазона частот.
Основной глушитель подавляет шум в диапазоне средневысоких частот, дополнительный - в диапазоне высоких частот.
Катализатор из-за технологической особенности выполняет роль еще и дополнительного глушителя - резонатора, снижая и очень значительно шум. Но катализатор создает достаточное противодавление в системе с одной стороны, а с другой он пораждает отраженную волну (акустическую - вибрации и давление), которая направлена навстречу потоку газов. Это достаточно сложный физический процесс поэтому не буду углубляться. Скажу только, что все это вынудило конструкторов выхлопных систем снизить противодавление основного глушителя. Делается это двумя способами- увеличением объема глушителя (размеры) или изменением внутренней конструкции (сокращение числа камер).
Зачем это я? Так это для того, что бы было понятно, что что бы полностью корректно заменить катализатор на заменитель, необходимо знать все выше перечисленные параметры.
Заменитель же представляет собой не что иное как резонатор, поэтому ставя его мы получаем в системе два последовательно расположенных резонатора, которые не согласованы по акустическим параметрам и могут как снизить шум ( что бывает крайне редко), так и нет. Но еще более важно, что наши исследования показали, что противодавление, создаваемое большинством заменителей ьольше, чем у катализатора, а вот отрад\женную волну они создают совсем иного характера и параметров, что не очень хорошо для работы двигателя.
Поэтому как я писал подбор заменителя это приблизительная оценка по литражу движка и марке автомобиля.
На машины до 99 года выпуска с одним датчиком в цепи обратной связи (лямбда-зонд) в принципе можно поставить заменитель, но тех же параметров как при работе с катализатором вы не получите. Первое, что вы почувствуете это звук, причем не во всем диапозоне оборотов, в лишь в определенные моменты. С этим можно мириться, если ваш автомобиль уже имеет болячки по системе зажигания или подаче топлива, например заводится не с первого раза или долго приходится крутить стартер.
Что же касается рассказов о высоком противодавлении, создаваемом катализатором, то это не совсем правда. Да катализатор создает дополнительное противодавление в системе, но оно не очень велико, важнее то что катализатор создает отраженную волну перед собой. Поэтому как я писал выше и изменен основной глушитель в сторону снижения противодавления для компенсации наличия катализатора.
Исправить можно всё за исключением испорченных мозгов.
Аватара пользователя
Golfoman

 
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 29 окт 2006, 17:37
Откуда: Санкт-Петербург
Баллы репутации: 0

Сообщение Golfoman » 04 фев 2008, 09:54

Продолжаю теоретическую тему :wink:

Эволюция каталитических нейтрализаторов

В конце 60-х годов, когда мегаполисы Америки и Японии стали буквально задыхаться от смога, инициативу взяли на себя правительственные комиссии.
Именно законодательные акты об обязательном снижении уровня токсичных выхлопов новых автомобилей вынудили промышленников усовершенствовать двигатели и разрабатывать системы нейтрализации.

В 1970 году в Соединенных Штатах был принят закон, в соответствии с которым уровень токсичных выхлопов автомобилей 1975 модельного года должен был быть в среднем наполовину меньше, чем у машин 1960 года выпуска: СН — на 87%, СО — на 82% и NOх — на 24%.

Аналогичные требования были узаконены в Японии и в Европе.

Первым делом инженеры бросились совершенствовать системы питания и зажигания. Но было очевидно, что добиться столь существенного улучшения ситуации с токсичностью без применения дополнительных устройств просто невозможно.

В 1975 году на американских машинах появились первые каталитические нейтрализаторы отработавших газов — тогда еще двухкомпонентные, так называемого окислительного типа. Двухкомпонентными они назывались потому, что могли нейтрализовать только два токсичных компонента — СО и СН.
Окислительными — потому, что происходившие реакции представляли из себя окисление (то есть фактически дожигание) молекул СО и СН с образованием углекислого газа СО2 и воды Н2О.

На американских автомобилях 1975 года появились транзисторные системы зажигания с высокой энергией искры и свечи с медным сердечником центрального электрода — это свело к минимуму пропуски зажигания и последующие вспышки несгоревшего топлива в нейтрализаторе, которые грозят оплавлением керамики.

В 1977-м к нему добавили "противоазотную" секцию, а еще через пару лет объединили все в едином корпусе, дав неправильное название
"трехступенчатый" нейтрализатор. На самом деле речь идет не о ступенях, а о трех подавляемых классах вредных веществ.

К 1990 году нейтрализатор переехал вплотную к выпускному коллектору, чтобы быстрее нагреваться до рабочих температур (300єС) – тем самым уменьшить вредные выбросы на стадии прогрева.

В 1995 году фирма ”Эмитек” разработала технологию подогрева катализатора мощным электрическим сопротивлением. Основанная на этом принципе модель катализатора ”6С” (или ”Эмикэт”) была установлена на ”БМВ-
Альпина В12”.

Ну и, наконец, в 2000 году появилась цеолитовая ловушка углеводородов
(СН), задерживающая их при пуске мотора и лишь после нагрева до 220°С отдающая на "съедение" готовому к работе катализатору.
Исправить можно всё за исключением испорченных мозгов.
Аватара пользователя
Golfoman

 
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 29 окт 2006, 17:37
Откуда: Санкт-Петербург
Баллы репутации: 0

Сообщение Golfoman » 04 фев 2008, 09:57

Дубль 2... :wink:

Устройство и принцип действия каталитических нейтрализаторов

Современные каталитические нейтрализаторы – это трехкомпонентные каталитические нейтрализаторы.

Трехкомпонентный каталитический нейтрализатор представляет собой корпус из нержавеющей стали, включенный в систему выпуска до глушителя. В корпусе располагается блок носителя с многочисленными продольными порами, покрытыми тончайшим слоем вещества катализатора, которое само не вступает в химические реакции, но одним своим присутствием ускоряет их течение.

Химикам известно множество катализаторов - медь, хром, никель, палладий, родий. Но самой стойкой к воздействию сернистых соединений, которые образуются при сгорании содержащейся в бензине серы, оказалась благородная платина. На долю катализаторов приходится до 60% себестоимости устройства. Именно благодаря им происходят необходимые химические реакции – окисление монооксида углерода (СО) и несгоревших углеводородов (СН), а также сокращение количества окиси азота (NOx). В трехкомпонентном нейтрализаторе платина и палладий вызывают окисление СО и СН, а родий
”борется” с NOx. Кстати, родий – субпродукт при получении платины – наиболее ценный в этой троице.

Чтобы увеличить площадь контакта каталитического слоя с выхлопными газами, на поверхность сот наносится подложка толщиной 20-60 микрон с развитым микрорельефом.

Как правило, носителем в нейтрализаторе служит спецкерамика - монолит со множеством продольных сот-ячеек, на которые нанесена специальная шероховатая подложка. Это позволяет максимально увеличить эффективную площадь контакта каталитического покрытия с выхлопными газами - до величин около 20 тыс. м2. Причем вес благородных металлов, нанесенных на подложку на этой огромной площади, составляет всего 2-3 грамма!!! Керамика сделана достаточно огнеупорной – выдерживает температуру до 800-850 єС. Но все равно при неисправности системы питания и длительной работе на переобогащенной рабочей смеси монолит может не выдержать и оплавиться - и тогда каталитический нейтрализатор выйдет из строя. Именно поэтому так проблематично выглядит использование каталитических нейтрализаторов с керамическим носителем на карбюраторных двигателях.


Упрощенно ход реакций в нейтрализаторе выглядит так:

CH+O2 -> CO2+H2O; NO+CO -> N2+CO2;

CO+O2 -> CO2; NO+H2 -> N2+H2O.

В результате токсичные соединения CO, CH и NOx окисляются или восстанавливаются до углекислого газа СО2, азота N2 и воды Н2О (рис.3).

Широкое использование нейтрализаторов «взорвало» мировой рынок благородных металлов: 35% потребляемой платины, 45% палладия, 90% родия идет в автомобильные выпускные системы.
Исправить можно всё за исключением испорченных мозгов.
Аватара пользователя
Golfoman

 
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 29 окт 2006, 17:37
Откуда: Санкт-Петербург
Баллы репутации: 0

Сообщение Pucher » 04 фев 2008, 09:59

Golfoman
Да вы из нас в скором времени сделаете высококлассных специалистов в области катлитических нейтрализаторов!
Чертежи в студию и методику расчета!!!!
http://vwgolf-club.ru/forum/viewtopic.php?t=16941 - информация о Аэроклубе
Аватара пользователя
Pucher
Супер Модератор
 
Сообщения: 3861
Зарегистрирован: 14 дек 2007, 09:12
Откуда: М.О. г. Железнодорожный
Машина: VW Golf V 1.6 BSE (продана)
Баллы репутации: 20

След.

  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5